MENU
Главная » Статьи » Книжное обозрение

Страшные сказки Джона Харвуда

Все мы по-разному представляем себе идеальный досуг. Что касается меня, то всегда привлекал такой образ – лето, дождь на улице, теплый дом, чашка чая с чем-нибудь вкусненьким и неторопливый роман о «старых временах», типа «Айвенго» Вальтера Скотта. Позже к образу прибавился трущийся о ногу или урчащий на коленях полосатый кот. Но невозможно же все время читать «Айвенго», тем более эта книга, если честно, для меня нудновата. С тех пор, когда образ чтения на фоне дождя впервые пришел мне в голову, я перепробовала разные варианты приятного и отвлекающего от повседневных проблем чтива. Возможный выбор – современные готические романы, например, романы Джона Харвуда.

Джон Харвуд – австралийский поэт, преподаватель, критик и писатель; с 1997 года посвятив себя писательству, он стал автором трех готических романов, которые я и представлю ниже вашему вниманию. Их роднят следующие черты – стилизация под стиль романтических новелл XIX века с «темным» колоритом и непременными спутниками готической литературы – призраками, безумными людьми, заброшенными замками и запутанными семейными тайнами. Язык книг богат и лишен современного сленга, тем более ругательств, подойдет самому взыскательному читателю. Героями книг Харвуда становятся замкнутые и мечтательные девушки и молодые люди, немного «не от мира сего», а действие чаще всего происходит в Англии.

Три художественных романа Джона Харвуда были изданы в следующем порядке.

Тень автора (The Ghost Writer)

За свою первую книгу автор был удостоен премии International Horror. Герой романа – мальчик по имени Джерард Фримен, живущий с тихим отцом и болезненной матерью, спокойный, книжный ребенок, у которого нет друзей в реальной жизни, пока неожиданно у него не появляется загадочная подруга по переписке – Алиса. Помимо переписки с девочкой, Джерарда интересует, что скрывает его мама и что было в ее английском прошлом, почему ей пришлось покинуть поместье Стейплфилд, где ее жизнь была практически идеальной. Ответы Джерард ищет по-детски безыскусно, роясь в маминых вещах. Там он находит фотографию и экземпляр журнала со страшными сказками, предположительно авторства ее бабушки Виолы. Сказки и Алиса в конце концов приводят его в Англию, к разгадке семейного прошлого, которое оказывается страшнее, чем мальчик мог себе представить, а будущее тоже несет угрозу, ибо Алиса оказывается совсем не той, за кого себя выдает. Страшные сказки и повесть Виолы «Призрак» написаны очень сильно, с трудом верится, что они написаны нашим современником. Автор – настоящий мастер саспенса! Что же касается современной жизни Джерарда, то, возможно, по контрасту со сказками, она выглядит очень бледно, хотя Джерард, говоря языком психологов, крайне интровертен, живет своей внутренней жизнью, но вовсе не бесчувственен. Развязка романа оставила вопросы, не совсем понятна мотивация некоторых героев, да и Джерарда автор оставляет в критичный для него момент, непонятно, как сложится его дальнейшая судьба. Но все тайны разгаданы, ему остается лишь проститься с прошлым и начать жить обычной жизнью.

Тайна замка Роксфорд-Холл (The Seance)

Ранее выходила под названием «Сеанс». Была прочитана мной первой и более всего понравилась у Харвуда. В этом романе персонажей объединяет интерес к спиритизму (хотя упоминания об этом феномене есть и в Тени автора, а также заброшенный и запущенный замок Роксфорд-Холл, доставшийся в наследство главной героине – Констанс Лэнгтон. Вместе с замком девушка получает и наследство, обременяющее совесть – мемуары юриста Монтегю и дамы по имени Элинор Анвин, волею судьбы после смерти любимого человека ставшей пленницей замка Роксфорд-Холл. Отважная Констанс изъявляет желание посетить зловещий замок и поучаствовать в эксперименте с разоблачением «опытов с молниями и доспехами», приведших ранее к таинственным исчезновениям. Эксперимент имеет неожиданные последствия – прошлое возвращается в буквальном смысле, но в итоге Констанс и ее молодой человек Эдвин остаются в полном здравии, а все тайны раскрываются. Таким образом, у грустных историй хотя бы в этом романе есть жизнеутверждающий конец, а главные герои ни в коей мере не больны психически.

Мой загадочный двойник (The Asylum)

Третья книга Джона Харвуда понравилась мне меньше всего, несмотря на то, что сюжет здесь более связен, чем в Тени авторано, тем не менее, то ли стиль начал мне наскучивать, то ли автору надоело поддерживать интригу, то ли в истории было изначально слишком много неизвестных. Роман представляет собой загадку, с которой столкнулась девушка по имени Джорджина Феррарс. Она оказывается в частной психиатрической лечебнице, не помня событий последних дней своей жизни, однако ее место уже занято самозванкой. Слабостью сюжета является то, что вряд ли руководство психушки не нашло бы спрятанных героиней вещей. Да и зачем ей было их прятать, раз она ничего не помнила? Спасение от безумного доктора тоже скорее продиктовано волей автора, нежели логикой вещей (как «бог из машины», появляется влюбленный в героиню кавалер). Лесбийская нотка хоть и правдоподобна, но оттолкнет консервативную аудиторию, привлеченную вежливостью и корректностью стилизованного под XIX век повествования (однако может понравится современной аудитории). Однако, некоторые моменты повествования – к примеру, воспоминания героини о детстве – очень милы и приятны, да и секса как такового в произведении нет.

За издание книг в бумажном виде следует поблагодарить издательство «Азбука», также выпустившее в свет любовно-историческую серию «Женские тайны» в твердом и мягких переплетах, о которой я уже писала. Книги Джона Харвуда оформлены в одном стиле, а те из них, что в карманном формате, еще и отличаются весьма выгодной ценой. В целом, за приятное чтение не грех и заплатить, но книги в толстом переплете скорее подойдут в качестве подарочных. Оформление также выполнено в одном стиле, более всего в этом плане понравилась Тайна замка Роксфорд-Холл.

Книги Джона Харвуда, бесспорно, помогут скоротать дождливые вечера. А еще это идеальное чтение для ночи Хэллоуина, когда темнота поглощает мир и самое время для страшных историй.

Copyright

Данный отзыв на книги - авторский, представляет собой интеллектуальную собственность и охраняется Законом РФ "Об авторских и смежных правах", а также международными конвенциями. Цитирование разрешено с указанием имени автора (Рената Гринь), а также активной ссылки на данную страницу. Буду благодарна читателям за размещение ссылки на отзыв в блогах и социальных сетях!

Категория: Книжное обозрение | Добавил: demonessa_22 (30.10.2015) | Автор: Рената Гринь E W
Просмотров: 704 | Теги: отзывы, ужасы, джон харвуд, готические романы, литература, саспенс, Готика | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar