MENU
Главная » Статьи » Книжное обозрение

Матрица - истина или антиутопия?

То, что люди живут в иллюзии – не новая идея. Еще много веков назад мысль об иллюзорности того, что мы видим перед глазами, была высказана индийскими мудрецами и подхвачена  философами разных народов. В то же время люди не переставали задумываться о будущем человечества и моделировали возможные оптимистичный и пессимистичный сценарии развития, создавая  утопии и антиутопии. Техногенный период породил такой жанр искусства, как киберпанк. Фильм «Матрица» братьев Вачовски соединяет в себе представление о будущем цивилизации с идеей иллюзорности видимой нами реальности. И пусть фильм был создан прежде всего для развлечения, как и прочие продукты Голливуда, но он оставил след в сердцах, а под его сюжет  была подведена идеологическая база. Это сделал Джейк Хорсли в своей книге «Воин матрицы».

Подзаголовок книги может показаться излишне пафосным «Как стать избранным. Неофициальный справочник», однако автор настроен вполне серьезно и не склонен к насмешке. Он верит как в саму Матрицу, так и в то, что можно вывести себя из-под ее власти. Почему же автор пришел к таким выводам? Его краткая биография в конце книги говорит о том, что он изначально был недоволен существующим миропорядком, не видел в нем путей к счастью. Просмотр фильма многое изменил в его мировоззрении. Подобно Нео, он, по его же словам, получил «красную таблетку» и решил поделиться со всем миром открывшимся ему знаниями.

Как помнят те, кто смотрел фильм «Матрица», в будущем, как его видят братья Вачовски, произошла война людей и сотворенных ими машин, в результате которой машины победили. Однако, чтобы выжить, им нужно было чем-то питаться. Пищей были выбраны спящие люди, которые видели сон якобы о реальной жизни, навеянный им программой. Чтобы в Матрице не было сбоев, существовали агенты, призванные нейтрализовывать нарушителей спокойствия, одним из которых был обаятельный агент Смит.

Какое отношение это имеет к той жизни, которую ведем мы с вами? Согласно Джейку Хорсли, современных людей можно разделить на хуматонов (подключенных к матрице), воинов матрицы (осознавших ее существование, но не отключившихся от нее полностью), волшебников матрицы (отключившихся от матрицы воинов, борющихся за то, чтобы матрица прекратила свое существование) и Просветленных (или Избранных). Теория Джейка Хорсли построена на основе фильма «Матрица», но фильм показывает нам героев в действии, книга же объясняет, как понять, подключен ли ты сам к Матрице (ответом скорее всего будет «да»), как можно снизить ее влияние на себя и как освободиться от нее совсем. Однако, Джейк Хорсли не мог опираться только на фильм, для этого ему бы пришлось придумать и разъяснить читателям собственную терминологию, его дополняющую. Выход был найден в заимствовании автором многих терминов Карлоса Кастанеды, ведь теория о воине матрицы Хорсли и воине духа Кастанеды сходны между собой, находятся «на одной волне». Из книг Кастанеды в книгу Хорсли перекочевали такие термины, как «воин», «сталкинг», стирание личной истории», «точка сборки», «первое и второе внимание».

Подозреваю, что, прочитав это, можно сразу разочароваться в книге. Но не стоит этого делать. Книга не является плагиатом, она представляет собой синтез идей Кастанеды и собственных идей автора, навеянных фильмом «Матрица». Она – еще один совет людям, которые не видят смысла в собственной жизни и жизни вообще, стремятся к ясности, но не знают, как ее достичь. Она написана на нашем языке, языке людей 21-го столетия, и, в отличие от книг Кастанеды, не столь экзотична, поэтому не отпугивает тех, кто не благоговеет перед индейскими шаманами.

Что же позволило Джейку Хорсли назвать «Матрицей» тот мир, в котором живем мы с вами? Материализм и техногенная цивилизация, и в то же время – виртуализация всего окружающего нас, и человека в том числе. Как утверждает Джейк Хорсли, тот «мир», в котором мы живем, не возник сам по себе, он был создан человеком. А так как этот мир конфликтует с природой, а люди, живущие в нем, уже давно не животные – человек, привязанный к этому миру, погружается все глубже и глубже в пучину безумия. Или, как сказал сам автор, «то, что мы назвали постмодернистским обществом потребления – это мир грез психически больного человека, мир, в котором тело и дух сами попали в ловушку». То, что техногенная цивилизация оторвала человека от природы, проверить очень легко. Попробуйте вывезти обычного, нетренированного человека на природу. Поверьте, без привычных удобств и благ ему будет очень худо, и даже если он справится с тяготами, заполнить досуг ему первое время будет совсем нечем. Мы так привыкли к компьютерам, телевизорам, холодной и горячей воде, консервированным продуктам, что уже не знаем и не помним, как жить на природе. И вряд ли выживем, если случится какая-то катастрофа типа наводнения или урагана на большом участке территории.

 Второй ошибкой человечества, наряду с отрывом от природы, было стремление искать смысл, истину и счастье не внутри себя, как делали издревле философы и мистики, а снаружи. Эта тенденция, которую можно еще назвать овнешнением, приводит к еще большему отходу человека от своей истинной сути. Люди заполняют свое жизненное пространство вещами, а вещи пожирают их энергию. "Виртуальный мир" диктует свои правила. Те люди, которые не осознают существование Матрицы и являются ее частью, питательной материей, руководствуются следующими факторами мотивации: жадностью, похотью, тщеславием, завистью, самомнением и жалостью к себе, негодованием и, наконец, ленью. Их жизнь наполнена погоней за внешними признаками благополучия – престижными машинами, одеждой известных брэндов, коллекционированием гаджетов и т.д. А если вдруг стало скучно и нечем заняться, общество потребления предусмотрело для людей совершенно неэффективные, но заполняющие время способы проведения досуга. К вашим услугам телевидение во всей его красе (с негативными новостями, хамовитыми ведущими и больными на голову участниками ток-шоу, порно, поп-музыкой, сплетнями), желтая пресса, Интернет (чаты, порносайты, ICQ и прочие средства для убийства времени); социальные сети, где можно удовлетворить свое тщеславие в полной мере, ставя оценки за чужие фотографии, звездочки за профайлы, пораздражать других людей, анонимно рассылая им грубые письма или спам. В распоряжении подключенного – все удовольствия, которые можно найти извне.

Джейк Хорсли не развивает мысль о том, что у людей, подключенных к Матрице, нет своего мнения, однако, судя по семи «смертным добродетелям» (факторам мотивации), упомянутым выше, вряд ли подключенные терпимы к инакомыслящим. Увы, в реальной жизни мы видим, что чем более человек уперт в своей точке зрения, чем упорнее он ищет счастье только во внешней жизни, тем назойливее он жаждет внимания и навязывает свою точку зрения людям, которые придерживаются иного мнения. В реальной жизни мы видим феномен так называемого «общественного мнения», которое затрагивает такие сферы жизни людей, куда постороннему не должно вообще быть хода; в Интернете мы видим неадекватную жажду внимания (когда люди готовы на все ради высоких рейтингов в социальных сетях и начинают жить этим общением, полностью абстрагируясь от реальной жизни), а также постоянные войны и навязывание своих мыслей тем, кто думает иначе (особенно четко это просматривается в вопросах личной жизни, семьи, обзаведения детьми). Почти каждый неадекватный человек считает себя вправе подчеркнуть, что надо жить, как он, и поучить жизни того, кто совсем не просит совета и в рекомендациях не нуждается.

Кстати, Интернет и феномен еще большей виртуализации человека, перехода его из реальной формы в выдуманный образ не рассмотрен как следует Джейком Хорсли, однако механизмы мышления подключенных к Матрице и свободных от нее людей одинаков для всех сфер. В принципе, чтобы побольше узнать о жизни и быте подключенных, можно почитать и другие книги – например, известный «Духless» Сергея Минаева. Или любую другую книгу на тему «как не надо жить».

Чтобы отключиться от Матрицы, по Джейку Хорсли, мало просто осознать ее реальность. Нужно обнаружить в себе точки оттока энергии, которые использует матрица, и прекратить отток энергии полностью. Поучения Джейка Хорсли воинам матрицы очень напоминают адаптированные наставления дона Хуана из книг Карлоса Кастанеды. В общем, как ни смотри, а обнаружишь старую добрую «работу над собой». Джейк Хорсли предлагает выявить крючки, за которые цепляет нас матрица (те самые «семь смертных добродетелей») и прекратить реагировать на них, понять, что эти чувства – не часть нас, они нам навязываются и от них можно избавиться. Также он предлагает осознать, что жизнь – в матрице – это игра, надо и относиться к ней как к игре, не переживая в случае поражений; прекратить отток энергии (на глупые разговоры и занятия, обсуждение других людей и их поведения, сравнение себя с другими), поддерживать хорошую физическую форму (не наращивать мускулы, как хуматоны, а выборочно тренировать себя так, чтобы все тело было в целом здорово и слаженно функционировало), быть настороже (помня, что Стражи Матрицы с удовольствием поймают воина на промахе).

Джейк Хорсли рисует слишком аскетичные образы воинов (в последующих фильмах это не оправдалось, братья Вачовски не считают, что воины матрицы не нуждаются в любви, семьях и сексе), однако он утверждает, что они могут испытывать чистые незамутненные эмоции, в отличие от хуматонов, которые только и бегают по кругу за собственным хвостом, повторяя все те же мысли и воспроизведя одни и те же шаблоны поведения. На смену семи «добродетелям» подключенных должны прийти реальные добродетели – отрешенность (спокойствие), страсть (ощущение эмоций в своем первозданном виде и выражение их), жестокость (полное отсутствие жалости), благодать (свобода от привычки к рациональности), смирение (терпение), воображение, физическая сила и смех.

Невозможно в статье описать всю книгу, да это и не нужно. Тем более у каждого читающего сложится свое, уникальное впечатление о ней. И я, собственно, пересказываю вам тоже не книгу, а свои впечатления от нее. Книга при всей серьезности темы не лишена иронии. Она высмеивает тупость искусственного интеллекта, создавшего матрицу (в качестве примеров у автора служит реклама и рекомендации к употреблению лекарств и продуктов). При всем негативизме автора насчет хуматонов и их искусственной жизни автор подчеркивает, что цель воинов матрицы – освободить хуматонов от ее власти. Правда, непонятно, что они хотят предложить им взамен – судя по фильму «Матрица», быт людей, взбунтовавшихся против системы, очень и очень скромен.

Эта книга появилась в моей жизни вовремя. Тогда у меня шло избавление от иллюзий, связанное с одним неудачным романом. Для меня было большим облегчением прочитать строки: «Поэтому в сексуальном удовлетворении всегда должен оставаться элемент презрения и унижения другого, гарантия того, что полное слияние невозможно». Читая книгу, можно узнать в типах людей, описанных автором, многих из тех, кого мы встречаем ежедневно. В частности, современных Дон Жуанов, мужчин, которые плодят все новые и новые связи, сначала очаровывая женщин, а потом показывая им невзначай, как они им на самом деле безразличны. Знание пороков нашего времени не гарантирует счастья, но это – первый шаг на пути к исправлению. А для тех, кто пострадал от этих пороков в других – шаг к пониманию мира и его законов. Очень тяжело, когда с тобой происходит что-то плохое, но еще хуже, когда смысла происходящего ты не понимаешь.

"Воин матрицы" – хорошее предупреждение неглупым людям, не прислушивающимся к голосу своего сердца и заигравшимся в гламур (в скобках можно поставить что угодно – работу, семью, коллекционирование вещей и т.д.). Эта книга, как холодный душ, смывает с нас иллюзии и побуждает взглянуть в глаза правде. Она заставляет нас задуматься, наши ли мысли у нас в голове, или же они навязаны Матрицей (читай – обществом). Беда в том, что общество – механизм, направленный на выживание человечества в целом, а не на повышение качества жизни конкретных индивидов. И поэтому порой, нежели идти долгим путем  и подтягивать обывателей к какой-то более высокой планке, проще их оболванить и ими руководить, пусть они тупы, но они выживут,  а не поубивают друг друга.

Книга, несомненно, поможет тем, кого сделало несчастным именно следование общепринятым стандартам, и которые почти задушили в себе жажду истинных чувств, свободы, творчества. Конечно, надо отдавать себе отчет, что во все времена инакомыслящие были чуть ли не преступниками. Но книга не призывает нарушать те законы, которые описаны в различных уголовных кодексах. Она призывает стать самими собой тех, кому и так некомфортно оттого, что они чувствуют свое несходство с толпой. И хотя книга не представляет собой прописную истину, в ней можно что-то оспорить, а что-то добавить, она напоминает, что наша жизнь – все-таки в большой степени  в наших руках. Несмотря ни на какие Матрицы. Спасибо Джейку Хорсли, который лишний раз напомнил об этом. 

Copyright:

Данный отзыв на книгу - авторский, представляет собой интеллектуальную собственность и охраняется Законом РФ "Об авторских и смежных правах", а также международными конвенциями. Цитирование разрешено с указанием имени автора (Рената Гринь), а также активной ссылки на данную страницу. 

Категория: Книжное обозрение | Добавил: demonessa22 (18.01.2009) | Автор: Рената Гринь E W
Просмотров: 1170 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
avatar
4
Надо просто вовремя бросать то, что не твое (ИМХО). И если надумаешь уйти, правда надумаешь, то никакое сопротивление не удержит biggrin
avatar
3
хм...нейтрален он по отношению к людям с ним не соприкасающимся... а уж коли работаешь в сфере его интересов...будь готова ко всему...я это на своей шкуре прочувствовала... КРУТ батенька , ох как крут бывает...если надумаешь уйти...не факт , что отпустит... cry
avatar
2
Аналогия есть... но в учении об эгрегорах считается, что эгрегор довольно-таки нейтрален... а тут все достаточно серьезно и опасно.
avatar
1
с данным взглядом согласна...но вот мне интересно...Ваше мнение о ЭГРЕГОРАХ...Вы не усматриваете аналогии...???
avatar