MENU
Главная » Статьи » Книжное обозрение

Театр черепаховой кошки

«Театр черепаховой кошки» - четвертая по счету опубликованная на бумаге книга писательницы Натальи Лебедевой. Предыдущие книги – «Склейки», «Племенной скот», «Смотри на меня, Кассандра». Все книги – в разных жанрах, так что было любопытно, продолжит ли новая книга традицию одной из предыдущих, или будет о чем-то совершенно новом. По факту – ни то, ни другое. Книга в чем-то похожа на «Смотри на меня, Кассандра», но было бы ошибкой ставить между ними знак равенства. В «Театре черепаховой кошки» есть оригинальный сюжет и нюансы, о которых я расскажу ниже.

«Театр черепаховой кошки» вышел в серии «Московские сторожевые», отличается узнаваемым оформлением («огненные буквы», серая обложка) и приличным качеством печати (не слишком белая бумага, но нормальной толщины, четкий шрифт). Обложка сразу притягивает внимание – девочка протягивает ложку, как будто хочет накормить нахохлившуюся кошку, над ними – странные предметы и угрожающие тени. Для бумажной книги, в отличие от электронной, оформление и обложка очень важны – здесь с ними все в порядке.

Не хочется приводить дословный пересказ сюжета, но и обойтись без этого нельзя – аннотации порой грешат излишней загадочностью. Действие происходит в наши дни, в обычной городской семье, состоящей из мужа (Виктора), жены (Риты) и дочери-старшеклассницы (Саши). Виктор и Рита – обычные люди, а вот Саша – не совсем. У нее есть способности, скорее всего, унаследованные от бабушки, проникать в мысли людей и менять события. Движимая желанием защитить подругу (Полину) от мамы и приставаний похотливого учителя, Саша вмешивается в ход событий и тем самым меняет судьбы людей, в том числе своих родителей. Пытаясь разобраться с последствиями, она приходит к выводу, что даже способности не гарантируют точного исполнения желаний, а чтение мыслей – полного понимания людей. Не говоря уже о том, что если человек узнаёт о подобном вмешательстве, то может никогда больше не захотеть общаться с вмешивающимся.

История Саши – главная линия повествования. Помимо этого, присутствуют истории Виктора и Риты, им обоим угрожает опасность (игры со смертью и игры в любовь), история Полины (отношения с мужчинами и матерью), а также образ Черепаховой Кошки. Черепаховая Кошка принадлежит к внутреннему миру Саши, и Саше предстоит решить, что она есть – хозяйка этого мира, плод ее собственного воображения или картинка из другого времени. Личная жизнь самой Саши, которой в «Театре черепаховой кошки» уделено не так уж много места, может стать темой для новой книги  - Саша знакомится с парнем, также обладающим необычными талантами.

Внутреннее содержание книги и смысл каждый читатель находит сам, можно говорить только о своем восприятии. В моем понимании, книга поднимает прежде всего тему выбора, которая преломляется в нескольких аспектах – выбор, который дают необычные способности, скучная серая жизнь (тема смерти), скучная семейная жизнь (тема поисков любви) и сложные отношения с родителями (покориться ли маме-«вампиру» или бороться против нее). Про людей с необыкновенными способностями уже кто только не писал. В книге «Театр черепаховой кошки» сама форма, в которой выражаются эти способности, подана оригинально, плюс порадовало, что, несмотря на свои способности, Саша остается молоденькой, в чем-то неопытной, девочкой. Канал СЛТ («Самое лучшее телевидение», или «Смерть любит тебя») – напомнил Стивена Кинга, но от того, что действие происходит в привычном нам, российском антураже, становится еще жутче. Как я уже писала о книге «Смотри на меня, Кассандра», от Стивена Кинга остается только принцип (собственно, о всякого рода жутях пишут разные авторы, просто у Кинга это получилось наиболее ярко – в своих книгах Кинг показывает, как какое-то безобидное явление, мелочь разрастается вначале в наваждение, а потом в реальный кошмар, от которого уже не проснуться, и последствия придется устранять, чтобы выйти из кошмара живым). Наталья Лебедева наглядно показывает читателю, что могло бы случиться с теми, кто любит думать по разным поводам «лучше бы я умер». Лучше ли? Ведь смерть – это не обязательно остановка сердца во сне, это может быть гибель от рук маньяка, несчастный случай со страшными травмами или самоубийство. Хотелось ли бы видеть это со стороны и, наконец, поучаствовать в таком? Линия о смерти – страшная и поучительная.

Книга «Театр черепаховой кошки» достаточно динамична; в ней можно выделить несколько ключевых моментов, когда кажется, что вот, уже понял героев, как вдруг они оказываются совсем не теми, кем кажутся. Например, к главной героине книге – Саше – у меня менялось отношение, поначалу она была мне неприятна (кто она такая, что взялась решать за людей, и за что она сотворила такое с родителями?), потом я начала ее понимать и сочувствовать ей (все-таки подобные способности – нелегкий груз, и разобраться в своем внутреннем мире ей было сложнее, чем в чужом, свои мысли не прочитаешь с помощью волшебных платков), в конце меня восхитила ее доброта (имея такие способности, я, наверное, прежде всего нарисовала бы себе самой другую жизнь и вряд ли бы задумалась о страданиях незнакомого мне ребенка – всем не поможешь!)

Отдельной похвалы заслуживают мелочи и образы, любовно выписанные – волосы Полины, которыми она «завешивается» от мира, шерсть Черепаховой кошки, монстр в кладовке, вульгарная телеведущая с канала СЛТ – без них книга была бы другой. И, конечно, сам способ восприятия Сашей реальности (приведу небольшую цитату, потому что лучше автора я не опишу):

«Мир был похож на батик, на расписанный платок, на сотни и тысячи таких платков. Каждое мгновение оказывалось отпечатком краски на шелке. Краска времени, поступков и желаний текла, наталкивалась на резервные линии и обиженно застывала возле них – возле призрачных непроницаемых барьеров; цвета сливались, рождались новые оттенки, меняли друг друга».

Наталья Лебедева сравнивает сотворение реальности, саму жизнь с работой художника по шелку. Для Саши преобразование реальности становится нелегкой задачей, ведь права на ошибку нет, первое же прикосновение кисти к платку вызывает какие-то изменения, они могут привести к чьей-то травме или смерти.

Честно говоря, после недавнего переосмысления своего читательского опыта и некоторого разочарования в отечественной литературе, особенно в коммерческой, взялась за книгу с опаской, хотя Наталью Лебедеву как автора знаю с хорошей стороны. Книга оправдала ожидания. Читать стоит!

Copyright:

Данный отзыв на книгу - авторский, представляет собой интеллектуальную собственность и охраняется Законом РФ "Об авторских и смежных правах", а также международными конвенциями. Цитирование разрешено с указанием имени автора (Рената Гринь), а также активной ссылки на данную страницу. Буду благодарна читателям за размещение ссылки на отзыв в блогах и социальных сетях!

Категория: Книжное обозрение | Добавил: demonessa_22 (22.03.2014) | Автор: Рената Гринь E W
Просмотров: 951 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar